- КУЧИНСКИЙ
- Геннадий Михайлович (р. 1945) — белорусский психолог, специалист в области психологии речевого общения. Д-р психологических наук (1992), профессор (1993).Закончил психологический факультет ЛГУ (1974), в 1992 г. возглавил кафедру психологии Белорусского государственного ун-та и создал отделение психологии, одновременно стал деканом фак-та социальных наук Европейского гуманитарного ун-та (г. Минск), где также организовал отделение психологии. К. создана теория психологии внутреннего диалога, дается характеристика его структуры, качественных особенностей и генезиса, исследуется функционирование диалога в жизнедеятельности человека. Развивая идеи М.М. Бахтина, К. на большом эмпирическом материале показал, что основной структурной единицей речевого общения является элементарный цикл взаимодействия и выделил три основных вида элементарных циклов: сообщение — отношение к сообщению, вопрос—ответ, побуждение к действию — его выполнение. Дальнейший анализ речевого общения на основе понятий тема, точка зрения, смысловая позиция позволил дифференцировать различные формы речевого общения, выделить систему основных, типичных их форм ( внешний монолог, внешний диалог, простое реплицирование, псевдообщение), раскрыть их взаимопереходы. К. обосновал также идею о многообразии форм речевого общения человека с самим собой, соответствующих формам речевого межличностного общения. Определил внутренний диалог как одну из форм общения человека с самим собой, существующую в неразрывной связи с другими формами аутокоммуникации. Исследовал роль внутреннего диалога в мышлении, динамику его функций на разных возрастных стадиях онтогенеза. Показал, что внутренний диалог опосредует принятие решений, является обязательным компонентом продуктивного решения (как индивидуального, так и совместного) сложных мыслительных задач. Результаты исследований были обобщены в докт. дис: Психология внутреннего диалога, защищенной в Москве в 1990 г. Разрабатываемый К. подход позволил выявить, что общение человека с самим собой превращает процесс диалогического общения из дискретного в непрерывный. В результате это позволяет по-новому взглянуть на проблемы социальной детерминации поведения личности (Диалог и мышление , 1983; Психология внутреннего диалога , 1988). В последние годы предметом исследования К. являются особенности основных форм вербального сознания личности, включая как нормальное, так и измененное состояние сознания. В.А. Кольцова
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.